Квалификация педагога — это уровень соответствия работника определенным профессиональным требованиям. В российском образовании педагогическим работникам устанавливают квалификацию через процедуру аттестации — ее порядок проведения утвержден Приказом Минобрнауки от 7 апреля 2014 г. № 276.
Три этапа аттестации педагогов:
- на соответствие занимаемой должности;
- на присвоение первой квалификационной категории (I КК);
- присвоение высшей квалификационной категории (II КК).
Все педагоги в обязательном порядке должны пройти 1 этап аттестации — на соответствие занимаемой должности. Установление квалификационной категории — добровольное дело работника. Подтверждать уровень квалификации нужно 1 раз в 5 лет
С 2008 года в России педагогам начисляют заработную плату, состоящую из трех частей:
- базовая часть (фиксированный оклад)
- компенсационные выплаты
- стимулирующая часть (премии)
Базовую часть зарплаты каждому педагогу рассчитывают отдельно. В нее включают:
а) общую часть — оплата труда за аудиторную нагрузку (учебные часы),
б) специальную часть — доплаты за проверки тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и другую работу, которую педагог выполняет сверх учебных часов
в) повышающие коэффициенты — за квалификацию, за сложность предмета и другие условия, которые определяются в каждом учреждении локальными актами
Пример: размеры коэффициентов за квалификацию утверждены в московском лицее Положением «Об оплате труда»
Доплату педагогу за квалификацию рассчитывают путем умножения базового оклада на значение повышающего коэффициента, например:
10 000 р (базовый оклад) Х 1,20 = 12 000 р.
Такой расчет производится в течение всего срока действия квалификации педагога, то есть в течение 5 лет или с момента установления новой квалификационной категории.
Чтобы пройти аттестацию на первую или вторую квалификационную категорию, педагогическим работникам не обязательно заканчивать курсы повышения квалификации. Этот факт просто не будет учитываться в совокупности баллов для установления КК.
Однако различные инспекционные проверки образовательных организаций строго следят за тем, есть ли у работников курсовая подготовка. Поэтому работодатель, чтобы избежать штрафов, обязывает педагогов обучаться на курсах 1 раз в 3 года. С целью мотивировать работников к дополнительному профессиональному образованию, некоторые организации предусматривают стимулирующие выплаты за повышение педагогического мастерства — выплачивают единоразовые премии.
Есть еще ситуации, когда курсы повышения квалификации помогают педагогу увеличить заработную плату и семейный доход. Это внешнее или внутреннее совместительство — педагог работает на двух должностях.
Для каждой профессии предусмотрены разные квалификационные требования и разные условия аттестации. Чтобы получить квалификационную категорию по каждой должности, педагогу надо «набрать» определенное количество баллов для аттестации. В 2017-2018 годах требования к числу баллов стали строже, поэтому педагоги используют все возможности для достижения нужной отметки. Здесь выручают курсы повышения квалификации — они дают дополнительные баллы и шанс повысить зарплату после аттестации.
В связи с высокой рабочей загрузкой, далеко не каждый школьный учитель имеет возможность участвовать в учебном процессе на квалификационных курсах очно.
Возникает вопрос — что такое квалификация педагога дистанционно. Обучение и переподготовка в дистанционной форме позволяют повысить свой профессиональный статус и повысить эффективность преподавательской работы без очного посещения образовательного заведения. Рассмотрим подробно преимущества дистанционного обучения на курсах для преподавателей:
Опытные педагоги отмечают: чем больше квалификационных курсов проходит преподаватель, тем выше его зарплата в системе образования, поскольку каждая аттестация добавляет специалисту баллы. Дистанционное обучение открывает широкие возможности для всех желающих в сфере повышения преподавательской квалификации и упрощают процесс получения необходимых баллов для получения более высокой квалификационной категории. Количество начисляемых баллов зависит от количества часов курсовой подготовки. Таким образом, стоимость дистанционных курсов становится инвестицией педагога в собственную зарплату.